Краудсорсинг
About Lesson

Первым примером упоминания краудсорсинга является конкурс, проведенный Парламентом Британии в 1714 г. Согласно поставленной задаче, необходимо было найти способ определения долготы на парусных судах. В XX столетии было организовано еще несколько подобных соревнований, и лишь с появлением Интернета компании начали массово использовать преимущества краудсорсинга в своей деятельности. Это привело к созданию открытого программного обеспечения (ПО), использующего некоторые принципы краудсорсинга.  Однако приведем этапы развития краудсорсинга, на каждом из указанных этапов происходил значительный скачок и прирост в приемах и технологическом обеспечении .

Первый этап: начало использования и упоминания феномена. Первым примером упоминания краудсорсинга является конкурс, проведенный Парламентом Британии в 1714 г. Согласно поставленной задаче, необходимо было найти способ определения долготы на парусных судах. В XX столетии было организовано еще несколько подобных соревнований, и лишь с появлением Интернета компании начали массово использовать преимущества краудсорсинга в своей деятельности. Это привело к созданию открытого программного обеспечения (ПО), использующего некоторые принципы краудсорсинга. Открытое ПО положило начало практическому анализу краудсорсинга, и в 2006 г. краудсорсинг получил теоретическое определение.

Впервые термин «краудсорсинг» встречается в статье Дж. Хау. Автор определяет краудсорсинг как процесс, в котором компания переносит определенные функции, до этого возлагавшиеся на сотрудников и поставщиков, на неопределенное достаточно большое количество людей в формате открытого запроса. После короткой статьи Дж. Хау опубликовал полноценное исследование по данному предмету. Ключевым достижением автора является определение основных этапов развития краудсорсинга.

Дж. Хау анализирует предпосылки возникновения феномена, не выставляя их в определенной логической последовательности. Первой предпосылкой, по Дж. Хау, является увеличение доступности инструментов для производства различных благ, особенно появление персональной электроники, массовое распространение которой позволило миллионам любителей соперничать с лучшими специалистами в своей отрасли.

Второй предпосылкой стало распространение свободного программного обеспечения. Производство открытого ПО строится на принципах краудсорсинга, которые предполагают объединение большого количества людей для создания программы. Причем исполнители не связаны с единой организацией трудовыми договорами. Открытое ПО все чаще используется в частных компаниях. К примеру, IBM продолжает увеличивать объем средств, вкладываемых в проект Linux, являющийся одним из ярких примеров открытого ПО. В 2014 г. компания инвестировала в Linux около 1 млрд дол. Эффект от инвестиций, по приблизительной оценке, составил около 10 млрд дол. Таким образом, одна из самых крупных высокотехнологичных компаний на рынке получила десятикратный мультипликативный эффект от инвестиций, закрепив лидерские позиции и развив сообщество открытого ПО, так как идеология открытого ПО предполагает, что наработки любой стороны (в том числе IBM) могут использоваться другими компаниями и организациями.

К примеру, Linux используется для торговли на Нью‑Йоркской фондовой бирже, для управления скоростной железнодорожной системой Японии, в программном обеспечении большинства автомобилей и во многих других сферах. Экономика, в которой задействована Linux, достигла, по оценкам экспертов, 50 млрд дол. Со временем краудсорсинг начали применять не только в индустрии цифровых технологий, но и в других сферах. Уменьшение стоимости средств производства, о котором мы говорили, привело к «ренессансу любительства». Дж. Хау выделяет его как третью предпосылку. Миллионы людей смогли позволить себе видео‑ и фотокамеры, графические планшеты, персональные компьютеры и другие устройства.

Потребители сами стали производителями блага, они начали конкурировать с профессионалами, работающими в индустрии на протяжении многих лет. Люди начали создавать коллективные произведения творческого труда и со временем объединились в виртуальные сообщества по интересам. Возникновение таких сообществ, вследствие ренессанса любительства, автор называет последней четвертой предпосылкой для возникновения краудсорсинга. Как было отмечено, важнейшим пунктом в исследовании Дж. Хау является создание первой типологизации видов краудсорсинга. Рассмотрим примеры использования краудсорсинга для более детального понимания типологизации, предложенной Дж. Хау. Одним из самых ярких примеров является «Википедия». Уровень качества статей, представленных в «Википедии» на английском языке, соответствует конкурентным коммерческим энциклопедиям, а с объемом накопленных на «Википедии» знаний не может конкурировать ни одна энциклопедия.

Данные показатели были достигнуты благодаря использованию практически неограниченных интеллектуальных ресурсов – миллионы людей из разных точек земного шара могут вносить правки, замечания и редактировать статьи «Википедии», что является примером использования краудсорсинга. Данный инструмент лежит в основе работы крупнейшей энциклопедии, и ее существование было бы невозможно без краудсорсинга. Таким образом, «Википедия» не просто использует краудсорсинг, а опирается на данный инструмент как основной для создания ценности. Организацией, которая строит свою работу на основе краудсорсинга, является KickStarter – площадка, позволяющая собирать деньги на различные проекты и кампании. В данном случае используется определенный тип краудсорсинга – краудфандинг, который аккумулирует финансовые ресурсы социума. Хотя Дж. Хау не пишет об этом в своей работе, но, помимо интеллектуальных и финансовых ресурсов, краудсорсинг может использовать физические ресурсы социума. К примеру, компании Lyft и Airbnb дают возможность клиентам брать в аренду автомобили и недвижимость других участников сообщества. Такое применение краудсорсинга создало новую экономику, которая в последние годы стремительно набирает обороты: экономика совместного использования уже достигла 15 млрд дол., а к в 2025 г., по оценкам экспертов, вырастет до 335 млрд дол. Не вызывает сомнения тот факт, что краудсорсинг все чаще играет ключевую роль в появлении и развитии корпораций, позволяя им эффективнее, по сравнению с традиционными предприятиями, задействовать не только собственные, но и внешние ресурсы.

Таким образом, мы рассмотрели первую стадию – появление самого понятия «краудсорсинг» – и привели базовые примеры. Научное сообщество не остановилось на этом, и исследованием краудсорсинга занялось достаточно большое количество ученых.

Второй этап: развитие знаний о краудсорсинге. После возникновения термина «краудсорсинг», введенного Дж. Хау, появилась плеяда исследователей, занимающихся изучением феномена. Из наиболее значимых отметим работы Д. С. Бребхема. В своей самой яркой статье автор представляет читателю собственную точку зрения о природе краудсорсинга. В ней Д. С. Бребхем анализирует определения краудсорсинга, данные таким авторами, как Дж. Хау, В. Леви и Дж. Суровиецки. Ключевым пунктом в работе Д. С. Бребхема является его альтернативная позиция по эффективности краудсорсинга. В то время, как Дж. Хау заявляет о преимуществах краудсорсинга, Д. С. Бребхем активно критикует данный инструмент.

Во‑первых, по мнению Д. С. Бребхема, краудсорсинг развивает тенденцию охранения, если не уменьшения, власти общества. Сообщества, работающие на принципах краудсорсинга, существуют и появляются благодаря корпорациям – ветеранам рынка или новообразованным фирмам. Именно компании получают основную прибыль от использования краудсорсинга, выплачивая небольшую долю от разработанного продукта его авторам – членам сообщества. Кроме того, на каждого победителя краудсорсингового запроса приходятся тысячи участников, предложения которых остаются незамеченными. Во‑вторых, работа в сообществах, основанных на краудсорсинге, ведется в основном представителями одной демографической прослойки. Следовательно, не используется одно из потенциальных преимуществ сообщества – возможная вариативность мнений от представилитей сообщества из разных слоев общества. Большая часть участников сообщества – люди с белым цветом кожи, с высшим образованием, моложе 30 лет, которые свободно говорят на английском языке. Таким образом, Д. С. Бребхем заявляет, что сила разнообразия, которую некоторые авторы выделяют как одно из преимуществ краудсорсинга, не играет роли в успешности использования инструмента.

 

Помимо новой точки зрения на некоторые предпосылки успешности краудсорсинга, Д. С. Бребхем противопоставляет друг другу открытое программное обеспечение и краудсорсинг. Он утверждает, что различие между данными понятиями необходимо искать в результате деятельности компаний. Так, результат краудсорсингового запроса становится собственностью компании: частные корпорации получают прямую или косвенную прибыль от использования ресурсов социума. С другой стороны, результаты открытого ПО используются всем обществом или значительной частью сообщества. Открытое ПО, по мнению Д. С. Бребхема, предполагает предоставление доступа к основным элементам продукта любому участнику сообщества с целью улучшения искомого продукта. С. Д. Бребхем перефразирует общепринятое определение открытого ПО и расширяет его, не указывая, что открытое программное обеспечение относится лишь к цифровым программам. С другой стороны, Д. С. Бребхем определяет краудсорсинг как инструмент, позволяющий найти решение к задаче при помощи большого количества людей. Задача формулируется какой‑либо компанией в онлайн‑среде, и результаты запроса используется организацией для получения выгоды. Данная формулировка сужает определение Дж. Хау, который четко не разграничивает выгодоприобретателя результатов краудсорсинга . Таким образом, в работе Д. С. Бребхема прослеживается противопоставление концепции Дж. Хау. Помимо Дж. Хау и Д. С. Бребхема, довольной большой круг авторов занимаются теоретическими исследованиями в области краудсорсинга. Например, Ж. Ля Веккиа и А. Кистернино определяют краудсорсинг в общих чертах как новый инструмент для решения проблем, возникающих в организации или бизнесе. Д. Маццола

и А. Дистефано утверждают, что краудсорсинг – это намеренная мобилизация креативных идей для решения определенной проблемы с использованием технологий Веб 2.0.

Решение предоставляется в добровольном порядке, участники приглашаются компанией не столько для увеличения прибыли, создания продукта или  рынка инноваций, сколько для решения одной определенной проблемы. Р. Витла представляет краудсорсинг в виде процесса организации труда, в котором фирмы разделяют крупную задачу на большое количество небольших заданий для поиска решений посредством использования ресурсов сообщества. Взамен фирма предоставляет плату любому члену сообщества, который выполняет поставленную задачу. Данные работы стали фундаментом для строительства базы теоретических знаний о краудсорсинге.

Важно отметить, что параллельно с развитием термина «краудсорсинг», рассмотренной в данной части работы, появляются другие понятия, близкие к краудсорсингу. В силу своей новизны термин не является до конца определенным, и до сих пор научное сообщество продолжает спорить о его трактовке. Альтернативные точки зрения на краудсорсинг, а также консолидированное определение термина рассмотрим в последней части нашей работы.

Третий этап развития терминологии: конкурирующие и смежные понятия. Переходя к третьему этапу развития знания о краудсорсиге, стоит отметить, что вышеизложенные определения являются классическими с точки зрения краудсорсинга, так как они дополняют или уточняют определение, данное Дж. Хау. С другой стороны, мы можем выделить ветку альтернативного развития понятия и определения роли краудсорсинга. Одной из ключевых книг, содержащей альтернативный взгляд на краудсорсинг, является «Викиномика» . Д. Тепскотт и Э. Вильямс не формулируют четкого определения термина «викиномика», но косвенно указывают, что это новая наука и искусство работы вместе. Это новая форма рынка, которая создает инструменты для появления новых компаний и даже новых отраслей экономики. Такое изменение отраслей и создание новых сфер бизнеса,  стало возможным благодаря двум основным причинам:

Во‑первых, появились новые бизнес‑модели. Люди стали участвовать в работе над внешними проектами дистанционно, как бесплатно, так и на коммерческой основе. Пользователи персональных компьютеров стали объединяться в интернет‑сообщества для применения собственных талантов и получения дополнительного заработка. Такие объединения начали использоваться новыми компаниями для увеличения прибыли. Во‑вторых, появились новые инструменты – Интернет и персональные компьютеры позволили объединить всех людей и значительно сократить издержки на коммуникации между членами групп. Это создало условия для создания фирм с альтернативной организационной структурой, в которой участники сообществ опираются в большей степени на самоорганизацию, чем на иерархию. Подчеркнем, что данные предпосылки фактически повторяют предпосылки, отмеченные Дж. Хау.

Термин «краудсорсинг» впервые прозвучал в 2005 г., и стал популярным ближе к концу десятилетия. Книга Д. Тепскотта и Э. Вильямса вышла в 2006 г. В дифференциации данных терминов прослеживается скорее политический, нежели научный, подтекст. Создание нового термина «викиномика» в системе несформированного мнения о краудсорсинге и молодости данного термина способно повысить популярность работ этих авторов. Д. Тепскотт и Э. Вильямс приводят примеры, явно соответствующие термину «краудсорсинг». По нашему мнению, «викиномика» – это новый термин, который обозначает новую группу организаций, использующих краудсорсинг в своей деятельности, т. е. викиномика – это не инструмент деятельности (в отличие от краудсорсинга), а сфера, в которой краудсорсинг играет ключевую роль. Именно использование краудсорсинга отличает компании, работающие в сфере викиномики, от других фирм. Тем не менее нельзя недооценивать роль, которую данная работа сыграла в развитии понятия «краудсорсинг». Основная часть работы посвящена формированию гораздо более подробной классификации типов организаций , по сравнению с типологизацией, предложенной Дж. Хау.

Стоит отметить, что не все виды компаний, которые входят в сферу викиномики, используют краудсорсинг. Приведенная типологизация характеризует как виды компаний, так и способы их взаимодействия. Например, идеагоры могут использовать рабочие места в стиле вики. Возвращаясь к этапам развития знаний о краудсорсинге, необходимо остановиться на том, что исследованию практики краудсорсинга посвящено значительное количество работ. Подтверждением тезиса об успешности краудсорсинга в государственном секторе служит проект Peer‑to‑Patent, куратором которого была Б. Новек. Проект Peer‑to‑Patent был изначально направлен на увеличение эффективности Бюро по регистрации патентов и торговых марок США (USPTO), которое до внедрения проекта год от года показывало ухудшающиеся результаты. Бюро столкнулось с несколькими ключевыми проблемам. Во‑первых, количество патентов неуклонно росло: только за последние 10 лет в США их количество выросло в два раза. USPTO получает до 42 000 заявок ежегодно, что привело к созданию очереди в 1 млн патентов.

Во‑вторых, низким оставался уровень качества представленных патентов. В‑третьих, появилась проблема поиска точной информации о предмете получения патента. Из‑за технических и юридических ограничений эксперты патентного бюро весьма ограничены в технических инструментах поиска и во времени на поиск ответа. Следствием данных ограничений является низкая эффективность патентного ведомства США, что создало дополнительную нагрузку на компании и судебную систему.

В‑четвертых, появляется все больше патентных троллей – компаний, основная цель которых заключается в получении прибыли за счет неправомерного патентования технологий.

Таким образом , следует отметить, что процесс развития краудсорсинга прошел ряд этапов от первых упоминаний о нем до вхождения краусорсинга в  сферу викиномики.