Краудсорсинг
About Lesson

“Краудсоссинг” (crowdsourcing) – это метод, при котором задачи, обычно выполняемые сотрудниками или подрядчиками, распределены широкой группе людей (массам), часто через интернет.

Этот термин объединяет два слова: “crowd” (толпа) и “sourcing” (получение ресурсов).

Обычно авторство термина «краудсорсинг» приписывают Джеффу Хау (Jeff Howe), который впервые использовал данное слово в своей статье 2006 года, опубликованной в журнале Wired. Он соединил слова «crowd» (толпа) и «outsourcing» (аутсорсинг), чтобы дать имя новому, описываемому в его статье феномену. Интерпретировать определение Джеффа Хау краудсорсинга можно так:

Краудсорсинг – это действие по аутсорсингу некой работы, которая обычно выполняется определенным агентом, неопределенной, обычно многочисленной группе людей в форме открытого призыва. Данная деятельность может иметь форму совместного однорангового производства, но также может выполняться и отдельным индивидом.

Краудсорсинг используют давно. Например, в 1879 году лексикограф Джеймс Мюррей, работавший над Оксфордским словарём английского языка, попросил читателей английских газет присылать ему слова на определённую букву и примеры их употребления в книгах разных лет. На просьбу откликнулось много людей, и их ответы были использованы для создания самого обширного исторического словаря английского языка.

На схеме ниже перечислено несколько типов задач, которые можно решить с помощью краудсорсинга.

 

Основная идея краудсоссинга заключается в использовании коллективного интеллекта и труда большого числа людей для решения задач, создания контента или выполнения проектов. В рамках краудсоссинга компании или организации могут обратиться к онлайн-сообществу для получения идей, данных, финансирования, решения задач, тестирования продуктов и других задач.

Первая типология краудсорсинг-деятельности составлена Энрике Эстеллесом и Фернандо Гонзалезом  и основана на типе задач, которые выполняют в той или иной деятельности. Она, как и их определение, является в некоторой степени собирательной и включает в себя 5 разных категорий, часть из которых была предложена еще Джеффом Хау и другими исследователями после него:

  1. Краудкастинг (Crowdcasting). Данный процесс предполагает организацию некоего конкурса для того, чтобы проблема или задача в итоге была решена силами толпы. Первый кто найдет решение проблемы или же найдет решение лучше, чем уже было предложено – получит вознаграждение.

Примером такого типа краудсорсинг-деятельности могут послужить компании Threadless и InnoCentive.

  1. Краудсотрудничество (Crowdcollaboration). Данная категория объединяет те инициативы, где отдельные индивиды свободно общаются, взаимодействую с толпой или же между собой внутри толпы без участия инициатора краудсорсинг-деятельности.
  2. Краудконтент (Crowdcontent). Данный тип описывает случаи, в которых толпа использует труд и знания своих участников для создания различных видов контента, при этом сам процесс происходит не в форме соревнования или конкурса.
  3. Краудфандинг (Crowdfunding). В данном типе инициатив индивид, организация или компания старается получить со стороны толпы финансирование для того или иного проекта в обмен на различные награды для членов толпы за их денежный вклад. Наиболее крупной площадкой для подобной деятельности является Kickstarter, другие крупные площадки –IndieGoGo и GoFundMe.
  4. Краудмнение (Crowdopinion). Целью данного типа деятельности является изучение мнения толпы по поводу определенных вопросов, проблем или продуктов посредством голосования, комментирования, тегов и т. д.

Следующая типология была предложена Дареном Брэбхемом . Он

разделил весь спектр краудсорсинг-инициатив на 4 типа:

  1. Поиск знаний и управление ими (Knowledge discovery and management).
  1. Широкомасштабный поиск (Broadcast search).
  2. Одноранговое творческое производство (Peer-vetted creative production).
  1. Рассредоточенное выполнение задач силами человеческого разума(Distributed human-intelligence tasking).

Еще одна общая типология краудсорсинг-деятельности была предложена

Дэвидом Гейгером и его коллегами. Они выделили 4 следующих типа:

  1. Краудобработка или краудпереработка (Crowdprocessing).
  2. Краудоценивание (Crowdrating)

Ключевых составляющих краудсорсинга, без которых он не может существовать:

  1. В краудсорсинге всегда есть некая четко определенная толпа;
  2. В распоряжении организации есть некое задание с четко поставленной целью;
  1. Участники получают в том или ином виде вознаграждение за участие в краудсорсинг-инициативе;
  1. Также всегда есть краудсорсер, четко определенный в открытом призыве (предложении) поучаствовать в краудсорсинг-инициативе;

Еще одна общая типология краудсорсинг-деятельности была предложена Дэвидом Гейгером и его коллегами . Они выделили 4 следующих типа:

  1. Краудобработка или краудпереработка (Crowdprocessing).
  2. Краудоценивание (Crowdrating).
  3. Краудрешение (Crowdsolving).
  4. Краудтворчество (Crowdcreation)

Краудсорсинг может быть платным и бесплатным. Самый известный проект на основе бесплатного краудсорсинга — онлайн-энциклопедия Wikipedia. Каждый человек может дополнять или изменять статьи в ней. Есть и другие известные проекты, которые объединяют знания и ресурсы сотен тысяч пользователей:

  • WikiLeaks — сайт, на котором анонимные пользователи раскрывают секретные документы, связанные с общественными вопросами.
  • Kickstarter — краудфандинговая платформа, на которой фанаты могут поддержать любимые проекты деньгами.

Приведем также и другие виды краудсорсинга:

Краудворкинг (Crowdworking): Это форма краудсоссинга, включающая выполнение мелких задач или работ, таких как ввод данных, переводы, анкетирование, с использованием широкого круга участников.

Краудинновации (Crowdinnovation): Привлечение сообщества для генерации новых идей, решений и инноваций, часто используется компаниями для разработки новых продуктов или улучшения существующих.

Краудсорсинг данных (Crowdsourcing of Data): Получение, сбор и анализ данных, часто включая задачи, требующие разметки изображений, аудиофайлов или текстов.

Крауджурналистика (Crowdjournalism): Использование сообщества для сбора информации, создания новостных материалов или расследований.

Краудмаппинг (Crowdmapping): Совместное создание карт и географических данных сообществом, часто используется для отслеживания событий, разработки проектов или помощи в кризисных ситуациях.

Краудгейминг (Crowdgaming): Использование массового участия для создания и тестирования видеоигр или других развлекательных продуктов.

Эти виды краудсоссинга позволяют компаниям и организациям эффективно использовать знания и ресурсы сообщества для различных целей.

Краудтестинг. Краудтестинг — это приглашение целевых пользователей протестировать товар, услугу, сайт или приложение. Цель краудтестинга — получить честные отзывы от целевой аудитории.

Отзывы дадут бизнесу больше информации о том, как пользователи используют продукт и какие проблемы могут появиться при взаимодействии с ним. При тестировании пользователи могут найти недостатки продукта, указать на проблемы с удобством и простотой использования.

Коллективные знания. Коллективные знания — это собранная, отфильтрованная и организованная большим количеством людей информация. Оценки или решения группы людей могут быть такими же эффективными, как и оценка эксперта. Поэтому коллективные знания используют некоторые платформы для прогнозирования.

Открытые инновации. Открытые инновации — термин, которым обозначают форму ведения бизнеса, когда компании используют не только собственные инновации, идеи и решения, но и разработки потребителей и других компаний.

Например, благодаря помощи общества компании разрабатывают новые идеи и создают продукты, совершенствуют их и продвигают на рынке. Так как в процессе участвует много разных людей, есть вероятность, что большинство клиентов будут довольны товаром или услугой.

Творческий краудсорсинг. Творческий и дизайнерский краудсорсинг — это возможность получать отзывы и рекомендации от большой группы людей. Эти люди помогают придумывать идеи и разрабатывать продукты. Творческий краудсорсинг используют при разработке сайтов, приложений и видеоигр.

Кроме того, группы людей можно привлечь к созданию логотипов, брошюр, рекламных материалов. Компании и частные лица публикуют такие творческие задания на краудсорсинговых платформах. Некоторые задания хорошо оплачиваются, потому что требуют экспертных знаний.

Есть и необычный пример творческого краудсорсинга. В 2022 году Reddit устроил акцию Place. Разработчики создали пустой холст 2000 на 2000 пикселей. В течение четырёх дней каждый пользователь Reddit мог раскрасить один пиксель на своё усмотрение.

Пользователи Reddit объединялись, чтобы создать на частях холста многопиксельные изображения. В итоге в создании полотна поучаствовали миллионы людей.

Пользователи Reddit несколько дней раскрашивали холст по одному пикселю

Микрозадачи. Микрозадачи — вид краудсорсинга, при котором выполнение небольших задач поручают небольшим группам людей. Работать над задачами могут как отдельные люди, так и организации, которые распределяют задачи между своими сотрудниками.

Преимущества и недостатки краудсорсинга

Плюсы:

  • Скорость. Можно быстро получить и внедрить результат. Например, команде DARPA удалось разработать прототип беспилотного транспорта всего за шесть месяцев после запуска конкурса.
  • Эффективность. Краудсорсинг повышает точность исследований, в том числе маркетинговых. К примеру, крупнейшая в США компания Allstate запустила конкурс на лучшую модель прогнозирования ответственности. Победивший вариант оказался на 271% точнее, чем используемый.
  • Шанс найти таланты. Если удается найти гения, затраты на краудсорсинговую кампанию окупаются многократно.
  • Экономичность. Добровольный труд или работа за символическую плату сбережет десятки или даже сотни тысяч рублей.

Минусы:

  • Кража идей. Высокая вероятность использования вариантов другими организациями.
  • Плагиат. Много идентичных решений, отнимающих время на рассмотрение.
  • Низкое качество. Сказывается непрофессионализм, ведь в проекте не всегда участвуют специалисты.
  • Проблемы с безопасностью. К примеру, хакеры участвуют в краудсорсинге для распространения вирусов и вредоносного ПО.
  • Спам. Сложно найти что-то ценное. Стоящие предложения теряются среди откровенно слабых.