АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя: демократичный стиль сотрудничества с воспитанниками, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную «концепцию учителя, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру.
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. activus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Взаимодействие педагогическое может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема деятельности педагогической – совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление деятельности педагогической обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой. Три модели деятельности педагогической: педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества.
ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ (от англ. image – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – нахождение учителем неожиданного педагогического решения в ходе урока или общения и практически мгновенное его воплощение. Процесс импровизации педагогической состоит из четырех этапов, которые представляют собой, по сути, в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап – педагогическое озарение. В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап – мгновенное осмысление педагогические идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Если рождение идеи возникает интуитивно, то путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап – публичное воплощение, или реализация педагогические идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность импровизации педагогической. Четвертый этап – осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса воплощения педагогические идеи и решение о продолжении импровизации педагогической или переходе к запланированным ранее действиям. Импровизация педагогическая позволяет совершенствовать педагогическую технику, гибко реагировать на возникающие задачи.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА – совокупность творческих и культурных характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие средств, методов, обеспечивающих эту готовность. По аналогии можно характеризовать инновационный потенциал педагогического коллектива как профессионального сообщества, способного к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов, технологий.
МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции педагогического анализа: диагностическая, познавательная, преобразующая, самообразовательная.
САМООБРАЗОВАНИЕ – образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Близко к самообразованию примыкает заочное обучение. Самообразование является неотъемлемой частью систематического обучения в стационарных учебных заведениях, способствуя углублению, расширению и более прочному усвоению знаний. Самообразование – это целенаправленная, систематическая, управляемая самим обучающимся познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. При этом обучающийся сам (или с помощью руководителя) определяет образовательную цель, содержание познавательной деятельности, объем и организацию своей работы. Самообразование – метод приобретения знаний о мире и закономерностях его развития на основе самостоятельных занятий, систематической, целеустремленной работы с первоисточниками, научной, учебно-методической и другой литературой. Самообразование – это в первую очередь познание. В условиях самообразования познание может выступать и как индивидуальная, и как коллективная деятельность обучающихся. Наличие различных кружков, научных обществ и клубов по интересам дает возможность сопрягать свою индивидуальную работу с участием в коллективных формах работы.
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – устойчивая система способов, приемов, методов деятельности, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Индивидуальный стиль деятельности всегда имеет определенную внутреннюю структуру, ядром которой являются психологические особенности человека.
СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ – совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия: Стиль педагогического общения может складываться на различных основах: увлеченности совместной творческой деятельностью, дружеского расположения, дистанции, устрашения, заигрывания и т. д.
СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – общая руководящая линия в деятельности учителя, установки, направленные на достижение далеких целей в процессе формирования личности. Учителю необходимо разрабатывать стратегию педагогического взаимодействия как с отдельной личностью, так и с детским коллективом в целом. Это реализуется прежде всего в системе различных планов, которые разрабатывает учитель: календарно-тематический, планы воспитательной работы и т. п.
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ – чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Такт педагогический – одна из форм реализации педагогической этики.
ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – комплекс общепедагогических и психол. умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения.
УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ – совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации: с применением приемов воздействия и взаимодействия, с использованием педагогического самоанализа.
ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – запас современных знаний, которые учитель гибко применяет при решении педагогических задач.
ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом этики педагогической являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.